10:14 Психологическое здоровье как цель и критерий успешности психологической поддержки детей в условиях социально-реабилитационого центра. | |
«… Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития- психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.» Хухлаева О.В.
Психологическое здоровье ребенка – это важнейший элемент общего здоровья ребёнка. Оно непосредственно воздействует на его эмоциональную сферу, мыслительные процессы, восприятие мира и собственной личности. Нормальное психическое здоровье способствует построению естественных взаимоотношений с ровесниками, близкими людьми и другими взрослыми лицами, адекватному реагированию. Психологически здоровый ребёнок способен вести счастливую жизнь. Однако дети, прибывающие в приют, пережили немало психотравмирующих ситуаций, и как следствие, у многих отмечаются нарушения в состоянии психического здоровья и развития. На это наслаиваются современные психотравмирующие условия: - быстрота трансформации социальной ситуации, в особенности это касается изменения социального статуса и благосостояния людей; - возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети; - проблема кризисности развития детей. Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже и Л.С Выготский. В частности, стали другими внешние формы активности (например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра). Сказывается и кризис, испытываемый сегодня семьёй. Психологическое состояние характеризует в целом личность. К ключевым критериям оценки психологического здоровья причисляют: – комфортное душевное состояние малыша, его адекватное психическое развитие; – умение постигать себя и понимать окружающих; – адекватное социальное поведение; – способность выбирать и умение нести ответственность за него; – претворение в реальность потенциала в разнообразных вариантах деятельности. Условно душевное состояние ребёнка можно подразделить на уровни. К первому уровню причисляются дети с константной приспособляемостью к среде, устойчивыми силами для преодоления стрессоров и творческим подходом к действительности. Таким детям не нужна психологическая поддержка. Это креативный уровень. Следующий уровень называется адаптивным, в него включаются дети, адаптированные в целом к социуму, однако они имеют некоторую повышенную тревожность. Третий уровень - дезадаптивный - считается самым низким. К нему причисляются дети, стремящиеся приспособиться к обстоятельствам извне, путём игнорирования собственных желаний или потенциала. Либо же они используют активную «атакующую» позицию, тем самым подчиняя окружение собственным потребностям. Такие дети нуждаются в персональной психологической помощи. Также можно выделить некоторые факторы риска, существенно воздействующие на психологическое состояние: - это окружение или средовые факторы (неблагоприятная семейная атмосфера либо обусловленные пребыванием ребёнка в приюте и другом учебном заведении); - индивидуальные особенности или субъективные факторы, включающие самооценку ребенка, характер, темперамент. Таким образом, психологическое здоровье детей и подростков, большей частью обусловлено комфортной обстановкой, присутствием взрослых (родственников, воспитателей, преподавателей), играющих с ними, проводящих беседы, предоставляющих возможность им проявить собственную автономность. Дети приютов – это чаще всего дети из неблагополучных семей. Условия жизни в семье наложили на них печать глубокой и разносторонней депривации, что приводит к лишению или ограничению возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Поэтому эти дети особенно нуждаются в ощущении поддержки со стороны взрослых. Соответственно важной целью психологической работы с детьми в условиях социально-реабилитационного центра является укрепление психологического здоровья. Выделение критериев психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологической поддержки детей: – создание позитивной эмоциональной атмосферы развития, включённой в любые вариации деятельности; – обучение положительному самоотношению и принятию других людей; –обучение рефлексивным умениям; – развитие когнитивных функций; – формирование потребности в саморазвитии; – формирование личности ребёнка, основываясь на особенностях его темперамента и складывающихся черт характера. Соответственно на занятиях выделяются следующие основные направления:
В процессе групповой и индивидуальной работы используются приёмы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам: - ролевые игры (ролевые действия и ролевые образы); - психогимнастические игры; - коммуникативные игры; - игры и задания, направленные на развитие произвольности; - терапевтические метафоры; - эмоционально-символические методы (обсуждение различных чувств, направленное рисование); - релаксационные методы. Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от настроения взрослых, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать различные проблемы. Строя свою работу с детьми, педагогам следует придерживаться следующих рекомендаций: - Создавайте в группе спокойную, жизнерадостную обстановку. - Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, доверия к взрослым. - Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребёнка, его состоянию, настроению. - Демонстрируйте своим поведением уважительное отношение ко всем детям. - Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств. - Учитывайте возрастные особенности и интересы детей. - Чаще используйте поощрение и поддержку, чем порицание и запрет. - Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей. - Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей. «…Главное, чтобы ребёнок вырос весёлым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, - то есть прежде всего психологически здоровым.» (Хухлаева О.В.)
Педагог-психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних Яцукович Е.В. | |
|
Всего комментариев: 0 | |