Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » 2020 » Октябрь » 22 » Психологическое здоровье как цель и критерий успешности психологической поддержки детей в условиях социально-реабилитационого центра.
10:14
Психологическое здоровье как цель и критерий успешности психологической поддержки детей в условиях социально-реабилитационого центра.

«… Ребёнок беспомощен, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития- психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.»         

                     Хухлаева О.В.  

                                                                                     

Психологическое здоровье ребенка – это важнейший элемент общего здоровья ребёнка. Оно непосредственно воздействует на его эмоциональную сферу, мыслительные процессы, восприятие мира и собственной личности. Нормальное психическое здоровье способствует построению естественных взаимоотношений с ровесниками, близкими людьми и другими взрослыми лицами, адекватному реагированию. Психологически здоровый ребёнок способен вести счастливую жизнь.

Однако дети, прибывающие в приют, пережили немало психотравмирующих ситуаций, и как следствие, у многих отмечаются нарушения в состоянии психического здоровья и развития.

На это наслаиваются современные психотравмирующие условия:

- быстрота трансформации социальной ситуации, в особенности это касается изменения социального статуса и благосостояния людей;

- возрастающий информационный поток, в котором находятся современные дети;

- проблема кризисности развития детей. Многие психологи говорят, что современные дети отличаются от детей, которых изучали Ж. Пиаже и Л.С Выготский. В частности, стали другими внешние формы активности (например, заметно потускнела сюжетно-ролевая игра). Сказывается и кризис, испытываемый сегодня семьёй.

Психологическое состояние характеризует в целом личность.

К ключевым критериям оценки психологического здоровья причисляют:

– комфортное душевное состояние малыша, его адекватное психическое развитие;

– умение постигать себя и понимать окружающих;

– адекватное социальное поведение;

– способность выбирать и умение нести ответственность за него;

– претворение в реальность потенциала в разнообразных вариантах деятельности.

Условно душевное состояние ребёнка можно подразделить на уровни.

К первому уровню причисляются дети с константной приспособляемостью к среде, устойчивыми силами для преодоления стрессоров и творческим подходом к действительности. Таким детям не нужна психологическая поддержка. Это креативный уровень.

Следующий уровень называется адаптивным, в него включаются дети, адаптированные в целом к социуму, однако они имеют некоторую повышенную тревожность.

Третий уровень - дезадаптивный  -  считается самым низким. К нему причисляются дети, стремящиеся приспособиться к обстоятельствам извне, путём игнорирования собственных желаний или потенциала. Либо же они используют активную «атакующую» позицию, тем самым подчиняя окружение собственным потребностям. Такие дети нуждаются в персональной психологической помощи.

Также можно выделить некоторые факторы риска, существенно воздействующие на психологическое состояние:

- это окружение или средовые факторы (неблагоприятная семейная атмосфера либо обусловленные пребыванием ребёнка в приюте и другом учебном заведении);

- индивидуальные особенности или субъективные факторы, включающие самооценку ребенка, характер, темперамент.

Таким образом, психологическое здоровье детей и подростков, большей частью обусловлено комфортной  обстановкой, присутствием взрослых (родственников, воспитателей, преподавателей), играющих с ними, проводящих беседы, предоставляющих возможность им проявить собственную автономность.

Дети приютов – это чаще всего дети из неблагополучных семей. Условия жизни в семье наложили на них печать глубокой и разносторонней депривации, что приводит к лишению или ограничению возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.  Поэтому эти дети особенно нуждаются в ощущении поддержки со стороны взрослых.

Соответственно важной  целью психологической работы с детьми в условиях социально-реабилитационного центра является укрепление психологического здоровья.  Выделение критериев психологического здоровья  позволяет определить следующие задачи психологической поддержки детей:

– создание позитивной эмоциональной атмосферы развития, включённой в любые вариации деятельности;

– обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

–обучение рефлексивным умениям;

– развитие когнитивных функций;

– формирование потребности в саморазвитии;

– формирование личности ребёнка, основываясь на особенностях его темперамента и складывающихся черт характера.

Соответственно на занятиях выделяются следующие основные направления:

  1. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.
  2. Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии.
  3. Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
  4. Развивающее направление предполагает формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

В процессе групповой и индивидуальной работы используются приёмы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам:

- ролевые игры (ролевые действия и ролевые образы);

- психогимнастические игры;

- коммуникативные игры;

- игры и задания, направленные на развитие произвольности;

- терапевтические метафоры;

- эмоционально-символические методы (обсуждение различных чувств, направленное рисование);

- релаксационные методы.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от настроения  взрослых, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать различные проблемы.

Строя свою работу с детьми, педагогам  следует придерживаться следующих рекомендаций:

- Создавайте в группе спокойную, жизнерадостную обстановку.

- Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, доверия к взрослым.

- Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребёнка, его состоянию, настроению.

- Демонстрируйте своим поведением уважительное отношение ко всем детям.

- Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтобы  у них накапливался положительный опыт добрых чувств.

- Учитывайте возрастные особенности и интересы детей.

- Чаще используйте поощрение и поддержку, чем порицание и запрет.

- Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

- Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

 «…Главное, чтобы ребёнок вырос весёлым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, - то есть прежде всего психологически здоровым.»  (Хухлаева О.В.)

 

Педагог-психолог отделения социальной реабилитации несовершеннолетних Яцукович Е.В.

Просмотров: 177 | Добавил: src | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar