Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » 2019 » Сентябрь » 24 » Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
09:45
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

«Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста».

 

« … Движения руки человека наследственно не

предопределены, а возникают в процессе

воспитания и обучения как результат

ассоциативных связей между зрительными,

осязательными и мышечными изменениями

в процессе активного взаимодействия с

окружающей средой.»

 

И. Н. Сеченов.

 

Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. С рождения взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушки, тянется к игрушкам. Дальше у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы, поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. Взрослый помогает собирать ребенку пирамидки, игрушки – гнезда, матрешки. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике.

На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка («Сорока – ворона», «Пальчик – мальчик, где ты был?» и т.д.).

Специалистами доказано, что ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3 – 4 недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Обычно в 3 года ребенка приводят в детский сад. К этому возрасту, он превратится в любознательного человечка, умеющего ходить, бегать, задавать вопросы, запоминать песни, стихи, каждый предмет обследовать рукой и каждый день овладевать новыми знаниями и умениями.

Детский сад – это «дошкольный университет» со множеством факультетов: общения, практических действий, сенсорного и интеллектуального развития, воспитания самостоятельности и воли, нравственности и многого другого.

Рука маленького труженика на четвертом году жизни освоится со множеством рамок для застегивания – расстегивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы – голыша размером и ростом с новорожденного ребенка, научится стирать платочки и салфетки, научится резать вареные овощи для салатов, складывать по разному бумажные салфетки; аккуратно есть, мыть за собой посуду. И все это будет косвенно готовить руку к письму.

Руками ребенок начнет осваивать и сенсорные эталоны: величину, длину, форму, цвет, структуру поверхности и многое другое.

От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления - к пониманию.

Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли».

В этом возрасте важно развитие познавательных интересов, умений, целеполагания: чтобы голова замыслила, а рука сделала, чтобы сенсорно-моторная и вербальная (словесная) познавательная деятельность дополняли одна другую.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить их значение в развитии ребенка:

Игры-манипуляции развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Это такие игры, как: «Ладушки», «Сорока – белобока», «Мы делили апельсин», «Пальчики пошли гулять» и т.д.

Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Грабли», «Распустился цветок», «Елка» и т.д. К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой - ребенок соединяет пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямляет по очереди каждый палец и в это время произносит звуки: б – п , т – д , к – г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») – с помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимательности и сосредоточенности. Например: «Колечко» - последовательное соединение всех пальцев рук с большим пальцем; «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос» и т.д.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей пальцев рук – здесь используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Например: «Согреем руки», «Гуси щиплют травку» и т.д. Для выполнения упражнения можно использовать различные подсобные материалы: грецкий орех, карандаш, массажный мячик.

Театр в руке ( упражнения составлены и оформлены в виде игр и сказок) – позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например: «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо; «Сказка», «Рыбки», «Осьминожки», «Любопытный нос», «Несговорчивые уши» и т.д.

Пальчиковую гимнастику включают в режим дня: утренний прием, физминутки, физкультурные занятия, на прогулке, во время подвижных игр, на досугах, праздниках, развлечениях.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, повышает общий тонус, способствует тренировке подвижности нервных процессов, создает положительный эмоциональный настрой, а также развивает навыки коммуникативности.

К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что в будущем способствует успешному овладению навыками письма.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев».

(В.А. Сухомлинский).

 

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из аспектов развития дошкольника – это развитие мелкой моторики и развитие координации движения рук.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей индивидуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Известно насколько сложен и трудоёмок процесс обучения ребёнка каллиграфически правильному письму.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка к школе.

Уже на самых первых этапах обучению письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растёт нелюбовь к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Создаётся гигантский барьер в обучении: во-первых – «не хочу», во-вторых – «не могу».

Поэтому наша задача – понять те трудности, которые испытывают дети, причины их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Самое главное, что эта работа должна проводиться по принципу систематичности и планомерности (от простого к сложному), только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

 

 

Рекомендации: «Чем же можно позаниматься с детьми,

чтобы развить ручную умелость?»

 

1. Запускать пальцами мелкие волчки.

 

2. Разминать пальцами пластилин, глину

.

3. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

 

4. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка ( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

 

5. Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь.

 

6. Двумя пальцами руки ( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводиться сначала правой, а потом левой рукой.

 

7. Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять

.

8. Показать отдельно только один палец – большой.

 

9. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

 

10. Махать в воздухе только пальцами.

 

11. Кистями рук делать «фонарики».

 

12. Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе

 

13. Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

 

14. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

 

15. Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

 

16. Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.

 

17. Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

 

18. Закручивать шурупы, гайки.

 

19. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

 

20. Складывание матрёшек.

 

21. Игра с вкладышами.

 

22. Рисование в воздухе.

 

23. Игры с песком, водой.

 

24. Мять руками поролоновые шарики, губку.

 

25. Шить, вязать на спицах.

 

26. Рисовать, раскрашивать, штриховать.

 

27. Резать ножницами.

 

28. Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т. д.)

 

 

Социальный педагог ГБУСОН РО «СРЦ

Миллеровского района» Быковская Ж.В.

 

 

 

Просмотров: 243 | Добавил: gc3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar