Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование жизненных идеалов у детей

Формирование жизненных идеалов у детей.

своем поведении мы сознательно или не сознательно следуем жизненным идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом. Идеал – образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Идеалы у людей могут быть разными. Один человек считает идеалом респектабельного бизнесмена, разъезжающего на «мерседесе»(он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних дорог. Он хочет познать мир, побывать в разных странах. Пересечь Северный Ледовитый океан или пустыню.

Людей. которые на первое место ставят материальные ценности, называют материалистами. К идеалистам принято относить людей, ставящих на первое место духовные ценности и идеалы(добро, справедливость, честность).При этом в каждом человек присутствуют оба начала.

К идеалу люди стремятся всю жизнь. С ним сверяем мы наши поступки и дела. Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы хотим видеть идеальными не только себя, но и других, особенно близких.

У каждого поколения свои жизненные идеалы. Они связаны с событиями, которые переживает все общество в это время. Военное поколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов. У нового времени и современного человека уже другие жизненные идеалы. Наше время довольно противоречиво с точки зрения ценностей, моральных норм, разрешений запретов. Сегодня «не модно» быть высокоморальным, строить свою жизнь в соответствии с духовными ценностями и высокими идеалами. На первый план выходит прагматизм, жажда потребления. Желание получать удовольствия и не прилагать усилий. Сегодня просто необходимо выглядеть по последней моде, иметь супер престижную работу, добиваться успехов в бизнесе. Тот, кто не пытается этого достичь, вызывает непонимание.

Но, в то же время, многие читают художественную литературу, посещают храмы, занимаются благотворительностью. Как же формировать жизненные идеалы в человеке?

Формирование начинаем еще в дошкольном возрасте. Жизненный идеал ребенка зависит от обстоятельств, в которых он воспитывается, его деятельности, лиц, с которыми он общается, его собственного жизненного опыта. Как правило, у детей он положительный, однако, при пороках воспитания жизненные идеалы могут обладать негативными чертами. Если социальный статус человека высокий, то идеалы передаются как есть. Если же, например, социальный статус родителя очень низкий( не имеет работы, его не уважают, он ведет асоциальный образ жизни), то все его попытки передать ребенку идеалы вряд ли увенчаются успехом, они будут восприняты со знаком минус. Чтобы предотвратить это, необходима кропотливая, систематическая работа, направленная на формирование жизненных идеалов. Идеалы детей разного возраста различаются содержанием, строением и действенностью.

В идеалах старших дошкольников и младших школьников преобладают героические образы, жизнь и деятельность которых связаны с опасностью, подвигами, борьбой за справедливость, добром, защитой Отечества, слабых, обездоленных. В основном это герои фильмов, книг, иногда близкие родственники, знакомые. Жизненные идеалы младших школьников изменчивы и часто зависят от ситуаций, конкретных людей, которыми дети увлекаются и каким хотели бы подражать во всем. Поскольку мотивы поступков еще не достаточно осознаются и не отделяются от других особенностей поведения, то наследуется или идеализируется все – манера держаться, говорить, одеваться и тому подобное. В этот период очень важно поддерживать положительное, захватывающее отношение ребенка ко всему прогрессивному, справедливому, гуманному, акцентируя внимание на особых чертах тех людей (образов), которые могут стать для ребенка идеалом.

Для подростка жизненными идеалами остаются конкретные люди, но в силу особенностей их психического развития усиливается критическое, дифференцированное отношение к окружающему. Отмечая недостатки некоторых лиц (учителей, родителей, других людей со своего социального окружения), подростки в основном идеализируют исторических лиц, героев художественных произведений. Иногда людей, с которыми непосредственно общаются, выделяя такие черты как смелость, решительность, силу воли. Им еще трудно выделить мотивы деятельности, поэтому они могут поставить рядом различных по мировоззрению людей.

Внимание подростков старшего возраста привлекает труд людей, их профессионализм, компетентность в сочетании с общечеловеческими и гражданскими качествами. Постепенно абстрагируясь от идеала конкретного носителя тех или иных моральных качеств, он задумывается над вопросами ценности человека, часто замыкается, отстраняется от родителей, если они не стали носителями положительных качеств личности его жизненного идеала. На этом этапе родителям очень важно установить доверительные, дружеские, равноправные отношения с подростком, вместе анализировать сложные социальные вопросы жизни общества, поведение взрослых людей, героев фильмов, телепередач, народные традиции. Такое поведение родителей поможет изменить отношение ребенка и сформировать совокупный жизненный идеал. В этом возрасте жизненным идеалом служат конкретные лица, все же подросток абстрагируется от них и создает свой жизненный идеал, согласно которому происходит его самопознание, самооценка и самовоспитание.

Как видим формирование жизненного идеала особенно важно в развитии личности, потому что постоянно возникает потребность на кого-то равняться, совершенствовать свое поведение, устранять негативные черты своего характера и развивать положительные путем внутреннего саморегулирования и самооценки.

Формированию жизненных идеалов ребенка способствует школа, средства массовой информации, искусство, социальная среда. Однако решающую роль в этом играет семья, потому что она имеет уникальные возможности глубоко познать внутренние движения души ребенка и ненавязчиво регулировать все влияния, устранять негативные. Поддерживать желание ребенка равняться на моральный жизненный идеал, произведенный народом на протяжении веков.

воспитатель отделения социальной реабилитации несовершеннолетних ГБУСОН РО «СРЦ Миллеровского района» Е.В.Харченко

Категория: Мои статьи | Добавил: gc3 (19.06.2017)
Просмотров: 1622 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar