Главная » Статьи » Мои статьи |
Игры для развития речи и мышления дошкольников Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познать мир. Первый и главный вопрос для нее - чему учить? Благо, выбор огромен - спасибо прогрессу! Сегодня 3-4-летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала. Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится! Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки - «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также учебные игры - «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д. Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расширять словарный запас. Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель - приохотить «ученика» говорить много и правильно. Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов - всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями. Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями. Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно - величаво-торжественное, другое - бесшабашно-веселое, третье - трагически грустное. Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае - «листья»). Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?» Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие! Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.) Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава». Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках. Ткач ткет ткани на платок Тане. Около кола - колокола. Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки. Орел на горе, перо на орле. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей. А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)? Милая моя, ты не спишь! Вы ели на завтрак мороженое? Мама купила (купи) виноград. Скорее домой! У нас кончился хлеб. Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость! Игры с буквами Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение. Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.
Я к вам пишу…
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру, стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки «письмо», например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два -три простых слова, затем пять-семь. Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы, сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.
Почаще играйте с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д. Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте увиденное. Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти
Учитель-логопеда ГБУСОН РО "СРЦ Миллеровского района" Костенко И.А.
| |
Просмотров: 304 | |
Всего комментариев: 0 | |