Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » Статьи » Мои статьи

«Инновационные формы работы учителя - логопеда при обучении грамоте детей с нарушениями речи»

Как показывает статистика, количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, не становится меньше. Почему так важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно?
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Для формирования мотивации учащихся к речевой деятельности возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. 21 век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры. Технические устройства используются в разных видах деятельности, в том числе и образовательной. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка и принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Компьютер прочно вошёл в жизнь школы.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Несмотря на новизну, в основу информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные известными дефектологами-классиками: Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, и др.

 

Компьютерные средства обучения в работе логопеда

 

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи является их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Компьютерная грамотность учителя-логопеда подразумевает овладение реальными и потенциальными возможностями компьютерной технологии. Под компьютерной грамотностью логопеда подразумевается его профессиональная компетентность в области использования современных электронных средств получения и использования информации в образовательном процессе. Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения.

 

  • Их применение является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому.
  • Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

 

Таким образом, ПРИМЕНЕНИЕ информационно-компьютерных технологий (по-иному: ИКТ) в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.

 

Это:

  • разнообразные цифровые образовательные ресурсы, тематические коллекции, программные средства для учебной деятельности на основе ИКТ, которые логопед может использовать как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях.

Применение данного вида информационных технологий, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность у детей. Ведь, создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений речи. Но хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя. Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки.

 

  • Также очень эффективно использование учебно-методических материалов с применением ИКТ, которые позволяют осуществлять коррекционный процесс комплексно. Это создание совместных проектов, проведение родительских собраний.
  • Безусловно, большое значение в применении ИКТ учителем-логопедом уделяется работе с родителями. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации родителям, размещенные на сайте учреждения, подготовка презентаций для родительских собраний.
  • Повышение квалификации учителей-логопедов с помощью ИКТ становится на новую качественную ступень, т.к. обучение переходит на дистанционные Интернет-курсы. Это помогает выбрать индивидуальную тему повышения профессионального мастерства.

В связи с этим логопедам необходимо повышать свой уровень по овладению работы с компьютером, что продиктовано современными требованиями к профессии.

 

Теперь рассмотрим ВИДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ в коррекционном процессе учителя-логопеда:

  1. Ведение документации

Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях. Создание банка данных речевых показателей детей в начале и в конце коррекционной работы, анализ результатов в виде диаграмм. Планирование, конспекты занятий, паспорт кабинета, - вся документация логопеда в электронном виде очень удобна в использовании.

 

  1. Разработка и применение авторских презентаций по различным разделам программного обучения -

это один из самых популярных видов применения ИКТ. Компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать мультимедийную презентацию - это проявление профессиональных возможностей педагога на различных мероприятиях – методобъединениях, конференциях, мастер-классах, родительских собраниях и т.д. Мультимедийная презентация наглядно проиллюстрирует речь выступающего.

 

  1. Использование готовых обучающих логопедических компьютерных игр

Для реализации коррекционных задач на фронтальных и индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами используются готовые игры (фрагментарно): «Игры для Тигры», «Баба Яга учится читать», «Букварик-Смешарик» и т.д.

 

  1. Создание специализированного профессионального сайта и участие в его функционировании

Интернет работает 24 часа в сутки, поэтому качественная разработка сайта для многих сфер становится не данью моде, а необходимостью.

 

  1. Кроме этого, дистанционное обучение
  1. Использование электронной библиотеки необходимы логопедам для

повышения своего профессионализма.

 

 

Остановимся несколько подробнее на мультимедийной презентации Power Point - самом популярном из всех видов применения ИКТ.

Этот вид презентаций отличается простотой использования и легкостью видоизменения содержания, основных параметров и настроек.

Она основана на демонстрации слайд-шоу.

Необходима для оптимизации образовательного процесса. Чередование текста, графики, видео и звукового ряда позволяет донести информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. В состав данного вида презентаций включается графические объекты, диаграммы, фотографии и схемы. Возможность наложения звуковых эффектов и внедрения небольших видеороликов обеспечивается использованием технологии видеомонтажа и редактирования звука.

Основой любой мультимедийной презентации являются: сюжетная линия, сценарий и навигационная структура. Навигационная структура, как правило, представлена «меню управления».

 

Таким образом, можно сделать вывод: наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние речи ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

 

Положительные стороны и все преимущества компьютерных технологий в образовательном процессе мы увидели. Безусловно, создание сайта, презентаций-игр может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Но! У каждого явления и предмета есть, к большому сожаленью, и отрицательная сторона. Неправильное использование компьютерной техники влечет за собой неблагоприятные последствия со стороны здоровья детей. Вот почему этому вопросу необходимо уделять большое значение. Занятия с использованием компьютера должны проводиться фрагментарно, при этом обязательно соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

– использование новых моделей компьютера;

– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

– до начала занятия и после проводить гимнастику для глаз (со специально изготовленным пособием), во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Помимо того, обязательным является включение в занятия учителя-логопеда и воспитателей игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

 

В заключении, хочется сказать: новые технологии делают коррекционную работу более интересной для младших школьников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Учитель-логопед Костенко И.А.

Категория: Мои статьи | Добавил: gc3 (07.12.2018)
Просмотров: 483 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar