Главная » Статьи » Мои статьи |
Как психологически подготовить ребенка к первому классу? Наряду с интеллектуальной подготовкой педагоги говорят о необходимости психологической подготовки ребенка к школе. А что это такое? ОТВЕТ. Психологическая подготовка ребенка к школе состоит из трех составляющих. Во-первых, интеллектуальная готовность, которая включает в себя не только умение считать и писать, но и уровень зрелости познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения, на которых основано обучение. Вторая важная составляющая – это личностная готовность. Она подразумевает учебную мотивацию, а также умение управлять своим поведением и познавательными процессами. Большинство детей хотят идти в школу (За исключением ребят, которые знакомы с негативным опытом старших братьев или сестер, или тех, кого родители пугали школой). А вот почему они хотят идти в школу - объяснить не могут. Многие, например, говорят, что там спать не надо или что в школе на завтрак вкусненькое дают. Хотя есть и дети, которые объясняют это желанием учиться. Третья составляющая психологической готовности – социальная. Это умение ребенка общаться, вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. Это понимание роли ученика и учителя. Если воспитателя ребенок воспринимал личностно – «добрый» или «сердитый», то учитель для него уже человек, который оценивает. Учитель может любить ребенка, но оценить обязан объективно. Все эти три вида готовности к школе должны присутствовать, иначе у ребенка могут возникнуть сложности в адаптации. Бывает, что умные дети становятся неуспешными в школе, так как у них отсутствовали личностная и социальная составляющие. Могут ли родители сами проверить психологическую готовность ребенка? ОТВЕТ. Конечно, родители могут и сами проверить: в Интернете, в библиотеках есть специальные тесты. Но лучше, чтобы это сделал специалист. И лучше привести ребенка к психологу не летом перед школой, а зимой, чтобы было время подготовить будущего первоклассника. К примеру, однажды к Центр «Эмпатия» на консультацию пришли две женщины-подруги со своими сыновьями. Один мальчик оказался готов к школе, а у другого оказались проблемы с развитием познавательных процессов – недостаточно развиты мыслительные операции. Мы дали рекомендации, по которым родители сами смогли подготовить мальчика к началу учебного года. В другой раз родители целый год перед школой один раз в неделю приводили свою дочь для занятий с нашим психологом. Им хотелось, чтобы кроме них еще с девочкой занимался профессионал. Результатом стали прекрасная адаптация к школе и высокая успеваемость девочки, когда она пошла учиться. А как психологически готовить ребенка к школе? ОТВЕТ. Родители должны настраивать своего ребенка на позитив. Рассказывать, что в школе интересно, что там многому можно научиться, найти новых друзей. Что там будут различные секции и кружки, разные интересные дела. Надо пояснить ребенку, что в школе будут и трудности, но все они разрешимы, а родители и учителя помогут их преодолеть. Можно поиграть с ребенком в сюжетно-ролевую игру «Школа». При этом вы можете не только проиграть с ребенком различные ситуации, но и проверить, готов ли он к школе. Считается, что готовые к школьному обучению дети выбирают роли учеников. Им нравится писать «на доске», читать, решать задачи. А менее готовые выбирают роль учителя, они больше концентрируются на моментах прихода-ухода из школы, приветствия педагога. Чтобы как-то сгладить попадание ребенка в незнакомую обстановку, можно прийти с ним в школу летом, походить по коридорам, посидеть за партой, показать туалет. К слову, для многих детей туалет – настоящая проблема. Они не привыкли делать это публично, а в школьных заведениях кабинок нет. Мальчики зачастую боятся старших ребят. Иногда сложности бывают совсем неожиданные. Однажды к нам на прием пришли папа с мальчиком-первоклассником. Ребенок начал заикаться после того, как на перемене на него накричал учитель старших классов. Не всегда бывают вежливы с детьми уборщицы, охранники, буфетчицы, гардеробщицы. Нужно психологически готовить ребенка и к попаданию в такие сложные социальные ситуации, объяснять, как вести себя. И при их возникновении обращаться к учителю или психологу. Ребенку, который не посещал детский сад, сложнее будет адаптироваться в школе? ОТВЕТ. Конечно, этих детей больше в группе риска, у них в большей степени возможны сложности при адаптации. Хотя сейчас совсем домашних детей нет. Ребенок не ходит в детский сад, но он посещает различные кружки, детские центры, где учатся общаться со сверстниками. Многие посещают подготовительные классы при школах – «школы будущего первоклассника». Первое сентября: как родителям вести себя в этот день? ОТВЕТ. Действительно, это очень важный день. День, трудный для детей и для родителей. Родители должны понять, почему нервничает ребенок. Ведь для него этот день – это поход в неизвестность. Многие первоклашки начинают капризничать: чай горячий, резинка тугая, новые ботинки жмут. Они все делают медленно. Сами родители должны быть в этот день поспокойнее. Ни в коем случае не наказывать своего малыша. Даже если семья опоздает на линейку, ничего страшного не произойдет. Ребенок пошел в школу психологически не готовым, в чем это будет выражаться? ОТВЕТ. Первоклассник будет испытывать дискомфорт. Он не сможет сосредотачиваться на уроках, даже несмотря на высокий интеллект, у него будет падать успеваемость. Так как ребенок на уроке напряжен, то он будет плохо вести себя на переменах. Возможны конфликты с другими детьми. Повысится тревожность, он может плохо спать, капризничать по утрам. Возможны психосоматические расстройства: рвота, головная боль, боль в желудке. Родителям в это время важно быть максимально внимательными к своему малышу, ведь он не всегда может высказать, что и почему с ним происходит… Здесь хотелось бы сказать еще об одной проблеме: многие папы и мамы рано отдают ребенка в школу. Все-таки шесть с половиной лет ему уже должно быть. Полгода разницы в этом возрасте очень важно для психологического развития детей. Учатся шестилеточки не на уровне своих интеллектуальных возможностей, психологически отстают от семилетних. (Их сразу определяешь первого сентября. Семилетний понимает ситуацию: он сел, управляет своим вниманием. Некоторые же щестилеточки стараются забраться к маме на ручки.) Выравниваются с другими детьми шестилетки только к старшим классам. Поэтому по возможности постарайтесь подарить своему ребенку еще год беззаботной жизни. Учиться ему будет легче. Меньше будет проблем со здоровьем. Что делать родителям, когда они заметят, что ребенок плохо адаптируется в школе? ОТВЕТ. Поговорить с учителем, обратиться к психологу. Лучше все это сделать своевременно. Чтобы понять, в чем проблема, нужно посмотреть ребенка на уроке, посидеть с ним во время подготовки домашних заданий. Иногда просчеты малыша могут быть самые невероятные, например, при обучении письму рано загибает крючочек у буквы или смотрит как на образец не на буквы, написанные учителем, а на свои предыдущие. Похожий пример описан в книге психолога Венгера. Учитель задавал три строчки буквы «А» и писал образцы. Первые буквы у ребенка были хорошие, потом все хуже и хуже. И так на всех трех строчках. Родители, педагог и психолог долго думали, почему так происходит: если бы у ребенка не получалось писать, то все буквы были бы плохими. А причина оказалась очень простой. Как на образец первоклассник смотрел на предыдущую букву: первую – учителя, а затем на свои… Надо научить ребенка не бояться ошибок. Объяснить, что без них нет учения. Формировать у него ориентирование на познание, а не на стремление сделать правильно. И, самое главное, не ругать, не выражать своего недовольства, разочарования, если у вашего первоклашки что-то не получается. Это очень гибельно для личности ребенка. Он воспринимает это как уменьшение родительской любви. Она становится для него условной: учишься хорошо – люблю, плохо – не люблю. Вообще, дети довольно адаптивны к смене внешних условий (да и учителя стараются, чтобы в классе ребенку было комфортно). А вот к изменению отношения к ним привыкают плохо. Если в семье по-прежнему все хорошо, то ребенок быстрее привыкает к незнакомой обстановке в школе. Педагог- психолог: Кожемякина.И.А. ГБУСОН РО «СРЦ Миллеровского района» | |
Просмотров: 309 | |
Всего комментариев: 0 | |