Главная » Статьи » Мои статьи |
Пример родителей в воспитании детей. «Ребёнок-зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В.А.Сухомлинский Семья играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Основным условием успешного воспитания детей в семье считают наличие нормальной семейной атмосферы, личного примера и авторитета родителей. Родители уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их авторитет в глазах детей. «Семейная жизнь для ребёнка то же, что и для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты». А.Н.Острогорский. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу и матери, быть похожими на них, а это значит, что родители обязаны показывать пример своим детям во всём. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями и заботами. Родители должны предъявить к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность. Рассмотрим примеры ложных семейных авторитетов. Авторитет любви - самый распространённый вид ложного авторитета. Родители без всякой меры говорят нежные слова, целуют детей, ласкают. Если ребёнок не слушается, у него тут же спрашивают: «Значит, ты маму не любишь?». В этой обстановке ребёнок понимает, что маму и папу легко обмануть, что угодно выпросить, стоит для этого показать, как ты их любишь. В таких семьях вырастают эгоисты, циники, расчётливые дельцы. Страдают от такого воспитания сами родители. Авторитет подарка. Часто хорошее поведение ребёнка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого «воспитания», когда каждый в семье пытается привлечь ребёнка на свою сторону. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются. Авторитет подавления. Особенно им страдают отцы. По каждому поводу он сердится, раздражается, а нередко берётся за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за своё подавленное детство. Авторитет чванства - родители кичатся своими заслугами, показывают свою важность на каждом шагу. Толкуют о своих достоинствах, высокомерно относятся к остальным людям. Порождённые таким видом отца и дети начинают чваниться. Выступают перед товарищами с хвастливым словом: «А ты знаешь кто мой папа?». При таком авторитете дети вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению. Авторитет резонёрства. Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Постоянные назидания родителей, постоянное их «зудение» проходят почти бесследно в их сознании. В резонёрстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета. «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». Встречаются и другие ложные основания авторитета, которые приводят к нежелательным результатам в воспитании детей. В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет? На этот вопрос очень хорошо ответил А. С. Макаренко, и жизнь подтвердила справедливость его выводов: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение». Для подлинного авторитета родителей необходимо: - добросовестно относится к своим обязанностям, к своему труду; - быть требовательным к себе и окружающим; - постоянно расширять свой кругозор; - создавать дружескую атмосферу в семье, демонстрировать любовь, заботу, взаимопонимание, уважение к близким и окружающим людям; - предъявлять единые требования к детям со стороны всех членов семьи; - не оставлять плохие поступки детей без внимания; - своим образом жизни и поведением в семье и обществе быть примером для подражания своим детям. Если взрослые проявляют заботу друг о друге, взаимно интересуются положением дел, радуются успехам, огорчаются неудачам, сочувствуют, советуют, то это и есть воспитание, способствующее формированию гуманной личности. Формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви, под влиянием авторитета родителей. Влияние родителей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому». Мать и отец всегда на глазах у детей. Их отношения - ключ к воспитанию будущего мужчины, будущей женщины. Доброго воспитать может добрый, умного - умный. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живёт семья. Выходных в воспитании нет, но есть праздники - праздники родительского счастья: в семье растёт человек! воспитатель отделения социальной реабилитации ГБУСОН РО «СРЦ Миллеровского района» Е.А. Лучкина | |
Просмотров: 366 | |
Всего комментариев: 0 | |