Главная » Статьи » Мои статьи |
Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому считаем, что вопросы внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы муниципальных дошкольных образовательных учреждений являются приоритетным направлением в деятельности современного педагогического коллектива. В каждом образовательном учреждении система этой работы строится по-разному, с учетом имеющихся условий, материальных возможностей, накопленного опыта. В предложенной статье будет показан подход к использованию методов формирования речевого дыхания как одного из элементов методики здоровьесбережения детей, раскрыты основные этапы работы по формированию речевого дыхания и предложена апробированная методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушением речи успешно применяемые в повседневной практике учителя-логопеда.
Дыхание - является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. Дыхание связывает человеческий организм с биосферой и живым миром земли. Дыхательная мускулатура и диафрагма человека работают, подчиняясь его воле и сознанию. Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, как составная часть логопедической работы, оказывающая значительное влияние и на профилактику простудных заболеваний. Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. В возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи. Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. В современных условиях, возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса в детских дошколных образовательных учреждений. Одним из таких эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к школе и является предлагаемая методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи. Методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи включает в себя 5 основных этапов проводимых в определенной последовательности, продолжительность которых в целом не ограничивается 1-2 учебными периодами. Число одновременно занимающихся в учебной группе детей не должно превышать 5 – 6 человек: I этап - Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике, имеет цель развить у ребенка собственное ощущение движения органов дыхания (диафрагмы и передней стенки живота), что должно способствовать развитию у него в дальнейшем грудобрюшного дыхания. Этап включает в себя 4 упражнения последовательно выполняемых в начале в положении лежа, затем сидя и стоя, которые в течении дня должны повторятся не менее 2 – 3 раз. II этап - Развитие грудобрюшного типа дыхания, имеет цель развить сократительную активность диафрагмальной мышцы, координацию между дыханием и движениями туловища и конечностей. На данном этапе могут быть использованы элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Этап состоит из 3-х комплексов упражнений, в которых последовательно усложняются различные двигательные задачи. Именно на этом этапе, основное внимание логопеда должно быть обращено обучению детей приемам специальной дыхательной гимнастики основанной на методике дозированных «быстрых вдохов» через нос в ходе возрастающей физической активности. III этап - Развитие фонационного выдоха. Направлен прежде всего на развитие фонационного выдоха. Он включает в себя обширный комплекс упражнений на озвучание голоса в процессе выдоха с использованиям приемов пропевания «гласных» звуков. IV этап - Развитие речевого дыхания. Является базовым, и в соответствии с названием имеет цель развития речевого дыхания. Этап включает в себя 5 комплексов различных упражнений начинающихся с пропевания слогов и заканчивающихся произнесением нараспев фраз. V этап - Развитие речевого дыхания в процессе произнесения текста. Цель этапа - тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста. Изменение текстов и постепенный переход детей на самостоятельное высказывание способствует закреплению навыка правильного речевого дыхания.
Основные результаты и выводы Предложенная методика в комплексе организационно-педагогических мероприятий здоровьесберегающей деятельности педагогов в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией способствует, прежде всего, развитию объема легких, в среднем и, особенно в старшем дошкольном возрасте формированию грудобрюшного типа дыхания, а также профилактике респираторных и легочных заболеваний. учитель-логопед Костенко И.А. ГБУСОН РО СРЦ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МИЛЛЕРОВСКОГО РАЙОНА
| |
Просмотров: 390 | |
Всего комментариев: 0 | |