Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » 2019 » Октябрь » 23 » Советы логопеда
11:01
Советы логопеда

Развитие речи – ошибки и как их не допустить



Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, развитии понимания обращенной речи, выражении своих мыслей, чувств, впечатлений языковыми средствами.

Самая распространенная ошибка в развитии речи – это то, что если ребенок выговаривает все звуки, то речь у него хорошо развита и ничего развивать не нужно, а это совсем не так!

При нормальном развитии речи логопедические занятия ребенку не требуются. Но развивать его речь очень нужно и важно! А значит, ему нужны занятия и игры не по коррекции речи, а по развитию речи. Очень многое можно сделать с первых дней жизни малыша, чтобы у него в дальнейшем не возникли речевые нарушения. И чтобы он говорил свободно, красиво, точно, выразительно, правильно и без ошибок. Очень часто понятие «развитие речи» сужается в современных семьях, да и во многих центрах подготовки к школе и дошкольного обучения только лишь к подготовке детей к обучению грамоте, или рассматривается еще более узко – только как обучение чтению. То есть в этом случае педагоги и родители считают, что развитие речи у дошкольников – это обучение детей чтению и хорошее знание малышами букв. Но быстрое чтение и знание таких понятий как «слово», «слог», «твердый согласный», «мягкий согласный», «гласный», «предложение» — это лишь маленькая, очень узкая частица целостной системы развития речи в дошкольном возрасте. И ее нельзя «вырывать» из этой системы.

Еще одна очень частая ошибка – это приравнивать развитие речи к ее появлению у ребенка. С этой точки зрения получается так: как только малыш заговорил, как только первые слова у него появились – так уже и нечего развивать, никакое развитие речи не нужно, ведь говорит же ребенок, значит, речь есть и развита. Первые слова – это лишь первый этап в речевом развитии. И сочинение сказок и загадок, и знакомство с поэзией и другими жанрами детской литературы и умение их отличать друг от друга, и логические речевые задачки, и игры со звуками, слогами, предложениями, и пересказы, и многое другое.

Некоторые считают, что методика развития речи – это просто скороговорки, считалки, загадки, чистоговорки. Надо с детьми их использовать в любом порядке и почаще, и будет всё хорошо.

Или есть такое мнение, что развитие речи — это просто запоминание и называние разных объектов ребенком по картинкам (запоминание и называние названий городов, деревьев, цветов, животных, стран, частей тела, птиц, рыб и т.д.). Развитая речь – это намного больше, чем простое называние предметов.

Развитие речи имеет своей целью помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи свои мысли, чувства, впечатления (обратите внимание – свои, т.е. не заучивать и повторять как попугай сказанное взрослым, а составить своё мнение о событии и выразить его в речи, доказать его, обсудить с другими).

Сейчас всё чаще встречаются дети, которые считаются в семье гениями. Они знают наизусть огромные отрывки из энциклопедий. Но любая творческая или проблемная ситуация ставит их в тупик. Нет у них и красивой творческой выразительной речи. То есть нет у них базы ,основы для развития способностей и развития речи.

Когда методика развития речи только создавалась в России, в ней ставилась еще более интересная и еще более высокая по уровню задача – воспитать у ребенка не просто правильную выразительную речь, а индивидуальный стиль речи! Индивидуальный стиль речи есть у Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей – мы никогда не перепутаем авторов друг с другом, чувствуя их авторский стиль.

Увы, в современной ситуации уже не до этой задачи, т.к. обычно дети до такого уровня не «дозревают». Уже речь идет о том, что почти у каждого ребенка нарушение в развитии речи. Но ведь огромное число этих нарушений просто быть не могло, если бы с ребенком правильно занимались и общались в семье и в садике.

«На третьем году жизни продолжается быстрое развитие речи ребенка. Словарь его растет с каждый днем. За год он увеличивается в 3-4 раза, достигая 1300-1500 слов. Ребенок как бы на лету ловит и повторяет не только новые слова, но теперь уже и целые обороты речи, и с легкостью запоминает стихи, песни, сказки, хотя он далеко не всё понимает из того, что так быстро схватывает. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего, является общение его со взрослыми и речь взрослых».

И когда это важное вновь возрождается – уходят речевые проблемы. Когда мы начинаем:
— правильно использовать с пеленок колыбельные, потешки, пестушки, переклички,
— прислушиваться и присматриваться к своему малышу и идти за ним ,а не пытаться навязывать ему свои представления и идеи,
— вести общение с учетом формы общения с ребенком, характерной для данного возраста,
— когда мы по ходу обычных дел привлекаем внимание ребенка к слову и выражению своих мыслей и чувств,
— когда стараемся не сами говорить, а создавать ситуации активного говорения малыша –
тогда дети меняются вслед за нами и происходит резкий скачок в развитии речи малышей! Когда изменяемся мы – взрослые – вслед за нами изменяются наши дети и их речь тоже!

Для того чтобы речь у ребенка развивалась правильно необходимо придерживаться некоторых правил:
- слушать как ребенок лепечет, если ребенок не лепечет или лепет остается на одном уровне, то сразу же необходимо обратиться к специалистам за помощью.
- давать твердую пищу. Процесс жевания твердой пищи – это не просто питание тела и еда, а и развитие способности координированной работы мышц. Еда для самых маленьких – это своеобразная «артикуляционная гимнастика», которая «проводится» 3-4 раза в день (сколько раз ребенок пожевал твердую пищу, столько раз и потренировал свои мышцы, то есть сделал такую «гимнастику»). И вовремя начать давать ребенку сухарик, фрукт, печенье, сухофрукт. А также давать трубочки для коктейля чтобы пить из них сок или играть с ними – выдувать пузыри. Это тоже полезно для развития мышц.

Итак, мы определили, что развитие речи – это не узкое направление работы со звуками или обучения чтению, а это очень широкая область, очень важная в развитии ребенка.

Просмотров: 224 | Добавил: gc3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar